- Шапиро (Shapiro), Карл Джей
- (p. 10.XI.1913, Балтимор, Мэриленд)поэт.Получил образование в Виргинском университете и университете Джона Гопкинса. Участник второй мировой войны. В 1947–1948 гг. - консультант по поэзии Библиотеки конгресса. В 1950–1956 гг. - редактор журнала «Поэтри», затем - университетский преподаватель.Дебютировал сборником «Стихи» (Poems) в 1935 г. Опубликовал сборники: «Человек, место и вещь» (Person, Place and Thing, 1942), «Место любви» (The Place of Love, 1942), «Письмо с фронта» (V–Letter, 1944, Пулитц. пр.), «Стихи 1940–1953 годов» (Poems, 1940–1953, 1953), «Стихи еврея» (Poems of a Jew, 1958), «Буржуазный поэт» (The Bourgeois Poet, 1964), «Избранное» (Selected Poems, 1968), «Собрание стихотворений» (Collected Poems: 1940–1978, 1978). Ему принадлежат также книги литературно-критической прозы: «Опыт о рифме» (Essay on Rime, 1945), «Не только критика» (Beyond Criticism, 1953), «В защиту невежества» (In Defense of Ignorance, 1960) и «Крушение поэзии» (The Poetry Wreck, 1975).Шапиро - ученик поэтической «школы У. X. Одена». Важной вехой личной и творческой биографии поэта стала мировая война. Открыто заявленный в ранних стихах социально-критический пафос, который был не только данью влиянию раннего Одена, но и результатом собственного интереса к марксизму, впоследствии определил важнейшие черты мировидения и поэтики Шапиро. В сборниках «Человек, место и вещь» и «Письмо с фронта» поэт выступает как зоркий хроникер американской повседневности, подчас язвительный ее комментатор. В конце 40-х гг. значительное влияние на поэта оказало творчество У. К. Уильямса, у которого Шапиро учился тонкому мастерству психологического и социологического анализа. Вслед за Уильямсом, автором поэмы «Патерсон», Шапиро заостряет внимание на главных чертах социального опыта и нравственного облика «средних американцев», с тревогой отмечая усиление стандартизации и механичности человеческого существования, нивелировку индивидуальности в условиях индустриальной цивилизации, оскудение духовных начал в жизни общества.Острота социального критицизма, пафос морального осуждения «общества всеобщего изобилия» сближают поэзию Шапиро 50-х гг. с творчеством битников, бросивших вызов американскому мещанству.Собрание стихотворений в прозе «Буржуазный поэт» - сатирическая фреска, центральной идеей которой является мысль о вырождении поэзии в современном обществе, об усилении конформистских настроений в среде творческой интеллигенции, о нравственной деградации художника. В самом названии книги содержится горькая ирония: современный поэт предстает у Шапиро обуржуазившимся, променявшим независимость на послушное служение запросам потребителей поэзии.По признанию самого Шапиро, в «Буржуазном поэте» он экспериментировал с формой «в попытке создать поэзию без традиционных поэтических подделок. Я стремился написать антипоэму». Но и этот опыт разочаровал поэта, все больше убеждавшегося в том, что в современном мире поэзия переживает затяжной кризис. Эти мысли он сформулировал в своих многочисленных эссе. Программным выражением его взглядов стала статья «Крушение поэзии» (1970).В 70-е гг. Шапиро практически перестал писать, выпустив лишь один сборник - «Книжная лавка для взрослых» (The Adult Bookstore, 1975), - где вернулся к темам своей послевоенной лирики.О. Алякринский
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.